Заметки о sound:frame 2013: творчество и коллектив

В апреле в Вене, а это Австрии, прошёл аудиовизуальный фестиваль с лаконичным названием sound:frame. Фестиваль существует с 2007 года. Мне удалось побывать как на прошлогоднем, так и нынешнем. В отличие от прошлого года в этот раз фестиваль получился целостнее, что не может не радовать, тем более что тема этого года «Коллектив».

Помимо перформансов и инсталляций в музее, были и вечеринки в клубах со специальными гостями. А так же симпозиум, где теоретики, эксперты и артисты из разных культурных сфер рассуждали о различных аспектах значения «совместный», «коллективный». Даже фильмы на специальном кинопоказе в «Topkino» были так или иначе были связаны с темой коллективной работы.

Самые масштабные и запоминающиеся события проходили в «Brut», это что-то вроде концерта с танцами, где можно оценить всю прелесть живой музыки и визуальных представлений. «Brut» — это большой зал со вторым этажом для зрителей и танцполом внизу у сцены. Тут есть бар, где играют диджей и выход на милый балкончик на площадь. Обычно здесь происходят уютные театрально-концертные мероприятия. На входе можно, и, нужно, взять парочку бесплатных берушей. На упаковке написано: «кто хочет слушать, должен чувствовать» — это радио местное так рекламируется. Заметила, что в отличие от Минска, насколько я помню, танцующих мальчиков больше, чем девочек.

S O H N, sound.frame 2013 x brut1

sound:frame 2013 x brut2

S O H N, sound.frame 2013 x brut1

sound:frame 2013 x brut2

В «Fluc» проходили живые концерты и диджейские выступления, но после 3 часов всё превращалось исключительно в выпивательно-танцевальное мероприятие, как и положено вечеринкам. Тут же с визуальным представлением и маппингом выступали франкфуртские ребята из «Node».

Shuanise & Nasser Wahab, sound:frame 2013 x fluc

Самое главное то, что на фестивале состоялся диалог в тесном творческом кругу на темы, сопряжённые с искусством, музыкой и диджиталом. Среди выступающих были графические дизайнеры, музыканты, архитекторы, менеджеры, редакторы журналов и радиостанций, медийные художники, кураторы, дизайнеры одежды.
Untitled

Tobias Schererbauer, Stefan Salcher, Leonhard Lass,

Untitled
Была ещё одна фестивальная точка, это гостиница «Hotel am Brillantengrund», а точнее её бар. Очень милое место, которое уже как минимум второй год на время фестиваля превращается в страх для эпилептика, в хорошем смысле. Это всего лишь RGB стробоскопо-свето-инсталяции, но особо чувствительных особ просят быть осторожнее, и при необходимости обращаться за помощью.

Афтерпати проходили в «Morisson», куда в этот раз я не пошла, очень маленькое крепкопрокуренное местечко, куда набиваются как селёдки. Места там очень мало, даже для музыки. Счастье ― вырваться на пустующую стрип-сцену, чтобы подышать воздухом, но и там через полчаса будет как и везде.

Вот кто был с музыкальным live-визитом на фестивале этого года: soia & mez., Fatima & Alexander Nut, Lylit & Band, Nasser Wahab, SOHN, Shuanise.

А с видео проектами и маппингом во время концертов выступали австрийские артисты и группы Bildwerk, depart, Up High Collective, Tagtool Allstars, lampenschirm, Raimund Schumacher, Susita, Hand mit Auge, и польская виджей Emiko.

Несомненно, все концерты и танцы доставили много радости, но самое сильное впечатление произвела инсталляция «The House of Drift». Вначале был перформанс, а потом уже всё остальное. Представление началось у входа в зал, затем всю толпу ритуальными танцами провели через инсталляцию. Последовательность, а над ней трудилось около сорока человек, работающих в разных творческих сферах: архитектура, аудио, видео, фотография, театр, продакшн, фэшн. Это тот случай, когда сложно разобрать проект и сказать об отдельных частях, потому что всё представление это был целый организм, и если убрать одну деталь, то он не будет полноценным. Как описать настроение этого шоу. Если сказать в трёх словах ― это были пляски чёрной эзотерики.


Тут же организаторы фестиваля sound:frame продемонстрировали не только продукт своего коллективного творчества, но и проиллюстрировали весь процесс создания мероприятия, а это, ни много ни мало, полгода! На выставке была представлена инфографика о процессе и участниках. Среди прочего хочу отметить очень логичный и красивый график активности рабочих групп в проекте на протяжении всего подготовительного периода. Как и все творческие ребята, максимально они активировались в день съёмок материала для видео-инсталляции и за пару дней перед фестивалем.

Выставка длилась около трёх недель, а активная часть фестиваля закончилась 13 апреля, когда на улице было уже достаточно тепло. Ночь переходила в утро, двери открывает улыбающийся секьюрити, перед глазами ― громадное пространство Карлсплатц. Это было замечательно, всем спасибо. Вдыхаешь утренний воздух и крутишь педали домой… счастливый.

Пока это не тот фестиваль ради которого стоит отдельно приезжать в Вену, но если так сложилось, что в этот момент вы будете тут, то пропускать такое событие не стоит.

Дарья Заиченко
художница, дизайнер
Австрия, Вена