Кинемо

20 июня-18 июля, Музей Азгура
Минск, ул. Азгура, 3

Open-air фестиваль немого кино и современной музыки «КИНЕМО»
20 июня — 18 июля 2013 года

«КИНЕМО» — первый в Беларуси фестиваль заявленного формата.

Формат фестиваля: немое кино + живая музыка + свежий воздух.

На протяжении пяти вечеров во внутреннем дворике музея-мастерской З.Азгура будут демонстрироваться немые фильмы классиков мирового кинематографа, озвученные современными белорусскими музыкантами и композиторами.

Программа

20 июня, 21.00
«Генерал» / TheGeneral (режиссёр Бастер Китон, 1926)
Классический тапер. Екатерина Марецкая — фортепиано

Штат Джоржия, 1861 год. У провинциального механика Джонни две страсти: локомотив и невеста Аннабэль. Но тут начинается война, на которую призывают всех мужчин кроме Джонни; его работа — в тылу. Но он мечтает попасть на передовую. Возможность представляется довольно быстро: группа северян угоняет поезд, чтобы посеять неразбериху в расположениях федералистов. Во главе угнанного поезда — Джонни со своим локомотивом «Генерал».
Точка отправления этого шуточного вестерна имеет реальную историческую основу. В апреле 1862 года группа союзных разведчиков действительно захватила локомотив на вокзале Биг-Шенти. Китон, настоящий маньяк достоверности, приказал изготовить аутентичные, работающие на дровах паровозы, и запустил их кататься в течение всего фильма по лесам и полям Орегона. В павильоне снимали очень мало, самые невероятные железнодорожно-акробатические трюки были сделаны вживую под руководством Китона и смонтированы без комбинированных кадров.

Екатерина Марецкая — дипломант и лауреат нескольких международных конкурсов пианистов, среди которых Международный конкурс пианистов памяти М. Юдиной (Россия, Санкт-Петербург, 2008), Международный конкурс пианистов памяти Исидора Байича (Сербия, Нови-Сад, 2008); обладательница главного приза «Золотой Парнас» на фестивале «Бещады без границ» (Польша, Санок).

27 июня, 21.00
«Моя бабушка» (режиссёр Котэ Микаберидзе, 1929)
Музыка Константина Яськова. Препарированное фортепиано

Рассказ о поисках «бабушки», то есть «мохнатой руки», которая «замолвит словечко» и выбьет хорошую должность — едкая сатира на новую бюрократическую систему. В свое время феноменальный режиссерский дебют актера Котэ Микаберидзе не был оценен должным образом. Картина легла «на полку» и из забвения ее извлекли лишь в 1970-е годы.
Буйная режиссерская фантазия буквально брызжет с экрана. Помимо многочисленных трюков, гэгов, чисто кинематографических средств, Котэ Микаберидзе использовал рисованную и объемную мультипликацию. Главный герой (Александр Такайшвили) и внешне и манерой игры напоминает персонажей американского комика Гарольда Ллойда. Ожившие газетные карикатуры и игрушки, вмешивающиеся в жизнь героя и его семьи, добавляют в сюжет фантасмагоричности. Резкого и сильного впечатления режиссер добивается, соединяя условные декорации с привычной для зрителей реальностью, используя контрастные эффекты света и тени, вывихнутые и словно падающие ракурсы, рапид и обратную съемку.

Константин Яськов — белорусский композитор, преподаватель музыкальных дисциплин в Белорусском государственном университете культуры и искусств и Институте современных знаний. Преподаватель на кафедре композиции Белорусской государственной академии музыки. Организатор Международного фестиваля современной академической музыки «Диалоги», один из основателей и председатель Ассоциации молодых белорусских композиторов. Член Белорусского союза композиторов c 2006 года.

4 июля, 21.00
«Страсти Жанны Д’Арк» / La passion de d’Arc (режиссёр Карл Теодор Дрейер, 1928)
Музыка Елены Гутиной. Марина Новак — скрипка, Елена Гутина — фортепиано

Действие фильма в сжатой форме повторяет зафиксированные сохранившимися протоколами и документальными свидетельствами очевидцев события состоявшегося в 1431 году в Руане инквизиционного суда над Жанной д’Арк: тщетные намерения заставить ее отречься от ереси и, по сути, сломить ее дух, — через допросы, пытки, провокации, подлоги и финальную казнь.
В этом фильме нет ни «масштабной постановки» по-американски; ни пустой экзальтированности; ни грима; простая и голая натура, максимально стилизованный дворец правосудия в Руане; подъемный мост, виселица, пыточное колесо; навязчивое чередование крупных статичных планов Жанны и ее судей. Дрейер убрал из сценария Жозефа Дельтея всю декоративность; он объединил в один съемочный день сцены суда и смерти Жанны, обрекая группу на адский ритм работы. Он заставил актрису Марию Фальконетти побриться наголо и носить натирающие кожу цепи. Получившийся результат обладает поразительной пластической силой; фильм, будто «пронизанный ультразвуком души», как скажет Андре Базен, станет одновременно шедевром немого и гениальным предвестником звукового кино.

Елена Гутина. Родилась в г. Минске. С отличием окончила Белорусскую государственную академию музыки по классу специального фортепиано и композиции (2011, 2012 гг.). Лауреат международных конкурсов (фортепиано и композиция), обладатель премии Франко-белорусской ассоциации La vie en musique — LVEM (2012). Работает в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Участвовала в проекте «Золото молчания» (Дворец искусств, Минск, 2011—2012 гг.), в рамках которого были озвучены фильмы «Последний человек» (Der letzte Mann, 1924) и «Жил-был дурак» (A Fool There Was, 1915), для последнего написала оригинальное музыкальное сопровождение.

11 июля, 21.00
«Возница» / Körkarlen (режиссёр Виктор Шёстрём, 1921)
Музыка группы «Five-storey ensemble»

В канун Нового года трое пьяниц вспоминают легенду. Согласно ей умерший последним в текущем году, в случае если он много грешил, будет управлять в течение всего года призрачной повозкой, которая подвозит души умерших. Один из этих пьяниц, Давид Хольм, умирает ровно в полночь…
Шёстрём мастерски смешивает реалистично снятую историю жизни маргинала с романтическими кадрами мистического призрака. Визуально фильм находится на очень высоком уровне, что придает особую силу как кадрам мира мертвых, эффектно снятых простой двойной экспозицией, так и кадрам сурового бытия мира живых. Сам Шёстрём, серьезно готовившийся к этой роли, и проведший много времени среди настоящих бродяг, является центром картины. Его актерское дарование в этой мощной драме не уступает дарованию режиссерскому. В роли пьяницы он, во-первых, достоверен, что уже само по себе важно, а во-вторых, Шёстрёму удается хорошо передать глубинные душевные терзания своего героя, измученного алкоголем и уходом жены, который окончательно выбил его из колеи.

Five-storey ensemble — один из самых известных коллективов «современной камерной музыки» в странах бывшего СССР. Группа состоит из 8 исполнителей, использующих по большей части акустические инструменты (скрипка, контрабас, фортепиано, орган, фагот, саксофон, гобой, аккордеон, вокал, флейта, гитара, ударные). Five-storey ensemble был основан в 2012 году в результате объединения музыкантов двух столичных коллективов — Fratrez и Rational Diet. Благодаря нетривиальной музыке и нестандартному подходу к композиции, коллектив быстро начал привлекать все большее внимание со стороны местной и мировой критики. Первый альбом Not That City был выпущен на итальянском лейбле Altrock в феврале 2013 года.

18 июля, 21.00
«Антракт»/Entracte (режиссёр Рене Клер, 1924)
Музыка группы «Five-storey ensemble»
«Раковина и священник»/ La coquille et le clergyman (режиссёр Жермена Дюлак, 1928)
Музыка группы «Князь Мышкин»
«Морская звезда»/ L’etoile de mer (режиссёр Ман Рэй, 1928)
Музыка группы «Fratrez»
«Оставь меня в покое»/ Emak Bakia (режиссёр Ман Рэй, 1926)
Музыка Виктора Семашко.

Входной билет:
15.000 блр. Можно приобрести в кассе музея

Приветствуются: тёплая одежда и коврики.