Artes Liberales 2014: audio-visual section

6 февраля стартовал проект Artes Liberales 2014: Art & Tech-Knowledgies: the spaces of mediation — своего рода открытый университет и площадка для аудио-визуальных экспериментов. В проекте, который проходит уже в третий раз, участвуют десятки исследователей и артистов из Беларуси, Литвы, Франции, Германии, России, Эстонии, Латвии. Каждый день в Галерее «Ў» будут проходить лекции, семинары, дискуссии, кинопоказы.

Автор и куратор проекта Artes Liberales — профессор Альмира Усманова, руководитель Департамента медиа ЕГУ, координатор — Алексей Борисёнок. Аудио-визуальную часть Artes Liberales 2014 курируют Ольга Салахеева и Павел Нехаев — участники Foundamental Network и Force Carriers. Мы попросили их подробнее рассказать о музыкальных и визуальных проектах.

фестиваль Artes Liberales 2014

Ольга: 9 февраля в 15.00 команда молодых архитекторов Monogroup расскажет о проекте Hack For Future, организованном сообществами Meetup.by, Monogroup и Hackerspace. Hack For Future — открытые лаборатории, где люди с совершенно разными интересами и умениями, вооружившись современными технологиями, могут вместе поработать над решением повседневных городских проблем — социальных, образовательных и культурных.

Павел: В этот же вечер состоится презентация виртуального «Музея Электронной Музыки». Инициатор проекта Артемий Паньков расскажет об идее музея. Думаю, очень важно, чтобы ещё на начальном этапе создания такого сложного проекта команда разработчиков получила обратную связь от экспертов в области электронной музыки, IT-специалистов, а, главное, от любителей музыки, для которых и задуман музей. Команде разработчиков нужны помощники — возможно, кто-то из вас решит присоединиться?

15 февраля в 17.00 состоится дискуссия о состоянии электронной сцены в Беларуси, на которую мы приглашаем музыкантов, промоутеров, журналистов и меломанов. Мы покажем видео-интервью с организаторами беларусских лэйблов, издающих бесплатные релизы (авторы интервью — Ольга Салахеева, Юлия Ковязина). Надеемся на жаркую и продуктивную дискуссию.

А вечером, в 20.00, Виталий Гармаш (Harmash, I/DEX) озвучит немецкий фильм «Голем, как он пришел в мир» (1928). Виталий уже озвучивал этот фильм — результатом работы стал альбом Der Golem.

Ольга: 16 февраля в 17.00 я проведу лекцию на тему «Live cinema: кино как перформанс». Живые видео-выступления — это не только всем знакомые виджеинг и маппинг. Live Cinema мне кажется интересной формой — особенно для тех артистов, которые используют или хотели бы использовать кино и видео, как инструменты социального действия. Свой социально-значимый мессадж арт-активисты могут донести, соединяя на глазах у зрителей возможности современных технологий, магию кино, музыки и перформативных искусств. Мы поговорим о том, что такое «лайв синема» — и чем оно не является, проследим историю развития жанра. Посмотрим примеры проектов, событий и поговорим о технологиях создания лайв-синема перформанса.

Live cinema — возможность каждый раз играть со своим материалом, перемонтируя его вживую. Итоговые проекты не обязательно должны быть дорогими, они могут состояться и при минимальном бюджете, но что остается неизменным, так это возможность импровизировать с нарративом.

Павел: 17 февраля, в 14.00 начнётся наш с Ольгой воркшоп «Urban Audio Visual Rhythms», идея которого — собрать творческо- исследовательскую группу для изучения города через его ритмы. В 2012 году мы делали такой проект в Вильнюсе во время летней школы LitPro ‘City, Language, Identity’ — 10 дней студенты исследовали город, записывали его звуки, фотографировали — и делали аудио-визуальные проекты. Давно хотелось сделать такую же штуку в Минске — и концепция Artes Liberales 2014 как раз подошла для реализации этого проекта.

Мы долго думали о том, как отбирать участников воркшопа. Хотелось бы, чтобы через 7–10 дней воркшопа у участников были законченные аудио-видео проекты с «экспликацией» — небольшой статьёй, описывающей идею и процесс её реализации. Но мы не готовы сейчас заниматься и технической подготовкой участников — обучать их работе в программах с нуля (это требует отдельного воркшопа). Консультации по технике\технологиям будут, но хочется сосредоточиться именно на исследованиях и творчестве — потому ориентируемся на тех, у кого уже есть базовые навыки обращения с аппаратурой и софтом.

Первая встреча, 17 февраля, будет открыта для всех желающих и интересующихся — мы предложим участникам возможные формы работы и определённые теоретические перспективы. А проекты будут делать те, кто к этому готов — и идейно, и технически. В группу рассчитываем отобрать около 10 человек.

В первую очередь, приглашаем студентов и молодых исследователей — социологов, культурологов, урбанистов, антропологов, которые хотели бы обогатить свои исследования аудио-видео материалами, а также музыкантов, фотографов и кино-видео любителей, которым интересно поработать над концептуальными проектами.

Urban Audio Visual Rhythms Pavel Ambiont and Solar Olga

Ольга: В один из дней воркшопа, в качестве эксперта к нам присоединится Дмитрий Ладес (Aortha) — экспериментальный музыкант и основатель нет-лэйбла H-A-Z-E. Дмитрий расскажет о своём творческом методе — работе с полевыми аудио-записями, и о предстоящем выходе компиляции минских саундскейпов Sound Interpretations: Dedication to Minsk. Если у кого-то из участников получится классный саундскейп — есть шанс попасть на этот сборник!

Павел: 22 февраля, в 20.00 я буду озвучивать аргентинскую анти-утопию «Антенна» (2007). Фильм снят в эстетике немого кино и рассказывает историю города, чьи жители лишились голосов из-за козней злодеев — Мистера TV и Доктора Y.

23 февраля, в 20.00 Alexei Sfourds озвучит экспериментальные научно-популярные фильмы Владимира Кобрина. Кстати, ученик Кобрина — Артурас Букаускас — приедет на Artes Liberales и проведёт мастер-класс «Визуализация неинтересных объектов»

27 февраля, в 20.00 будет представлен проект 24H Solaris — мультимедиа-инсталляция, реинтерпретирующая «Солярис» Тарковского. Инициатор проекта — Альмира Усманова. Для создания генеративной аудио-среды мы пригласили одного из самых интересных молодых композиторов Беларуси — Алеся Цурко — музыканта, одинаково свободного как в сфере академической музыки и авангарда, так и в электронных экспериментах. Визуальную часть инсталляции делают Наталья Ненарокомова и Алесь Потапенко. Инсталляция 24H Solaris проработает до самого закрытия Artes Liberales 2014.

1 марта, в 20.00 состоится кино-показ первого советского фантастического фильма «Аэлита» (1924) — его озвучит рижский электронный музыкант Кирилл Ломунов (Echochorus, Astrowind, Kriipis Tulo).

Ольга: А 2 марта, в 17.00 пройдёт лекция Марии Годованной — режиссера не-нарративного кино, преподавателя факультета искусств и гуманитарных наук СПбГУ и независимого куратора кино- и видеопроектов. Мария уже была в Минске — в 2006 она привозила свои работы на фестиваль медиа-искусства «Transit_06.by». Её нынешняя лекция/показ будут посвящены авангардному и экспериментальному американскому кино (к слову, Мария — ученица Йонаса Мекаса).

Все события Artes Liberales 2014 проходят в Галерее «Ў», пр. Независимости 37а.

Полную программу Artes Liberales смотрите здесь