Роберт Хенке: Кто кого программирует?

Robert-Henke - Роберт-Хенке Кто кого программирует

«Кто кого программирует? Музыкант программирует свои инструменты, либо они программируют музыканта» — такой была тема этой дискуссия, состоявшейся 24 октября 09 в Goethe-Institut Krakow в рамках фестиваля Unsound 2009. Участвовали Robert Henke и директор фестиваля Mutek — Alain Mongeau, задававший вопросы Роберту. А накануне ночью Роберт представлял свой surround-sound проект Monolake на вечеринке Detroit Mutations в музее Manggha.

«Компьютер ранее считался, прежде всего, студийным рабочим инструментом звукоинженера, звукорежиссёра. Тащить компьютер на сцену мало кому приходило в голову — до распространения лэптопов.

Существуют и существовали разные идеи перформанса (выступления). И, соответственно, разные идеи организации музыки, например: Timeline — музыка выстроена по линии времени, выложена дорожками. Клиповая организация — то, что появилось в Ableton Live.

Сейчас я уже мыслю клипами, когда создаю музыку. Но это только способ удобной организации имеющегося материала. Нельзя сказать, что программа меня «программирует». Программа ничего мне не говорит о том, какие там должны быть звуки, какой ритмический размер имеет трек и т. п. В каждый из клипов я могу впихнуть что угодно — в любом ритмическом размере." — начал дискуссию Роберт Хенке, один из главных создателей компьютерного секвенсора и цифровой рабочей станции для работы с музыкой в реальном времени Ableton Live. С 1999 года Ableton Live считается стандартным инструментом для создания электронной музыки.

Как возникла идея сделать именно такой софт?

Роберт Хенке: Хочу сразу сказать, что я, хотя и изучал computer science и математику — и могу программировать, но моя роль среди разработчиков — больше как консультанта, подсказывающего какие вещи надо сделать и как их сделать лучше. Возникло всё из идеи — организовать всё иначе. Но как?

Музыка имеет дело с ритмом, временем и изменениями во времени. Каким же должен быть софт, чтобы позволить это? Был нужен именно такой софт, как Ableton Live. Вначале Ableton Live был очень несовершенен — например, работал только с аудио. А MIDI поддержки не было до 4-й версии. Это мне особенно мешало — мне нужно было работать с MIDI, поэтому я бы очень хотел, чтобы поддержка MIDI была в самом начале. Но для целей разработки софта, необходимо было начинать с других, базовых вещей — с аудио, и отладить сначала их, а потом идти дальше.

А ты не боялся дать людям свой инструмент? Дать им возможность делать то, что умеешь ты, утратить индвидуальность?

Роберт Хенке: Хороший вопрос. Честно отвечу: да, боялся. Например — Grain Delay — это своего рода мой фирменный эффект. И что же — дать его всем, чтобы все звучали, как Роберт Хенке? Конечно, боялся.

Продажа контента, content selling становится всё более и более важной. Это и библиотеки сэмплов, звуки. В этой ситуации становится важным — создаёшь ли ты свои звуки сам, либо пользуешься библиотеками звуков, которые делает какой-то анонимный работник компании, выпускающий музыкальный софт (do you craft your own sounds yourself, or do you use libraries made by some anonymous worker of a music software company).

Но на самом деле не всем необходимо создавать свои собственные звуки. У разных людей разные цели и задачи: кто-то занимается музыкой на любительском уровне, дома — складывая треки из готовых библиотечных сэмплов — и он доволен. У него, может быть, нет целей выступать на большой сцене. Кроме этого, есть целая mash-up культура — которая смешивает и сталкивает совершенно разную, уже существующую музыку. Тут тоже нет необходимости делать свои звуки. А у кого-то это просто работа — например, работает человек в кино\теле-индустрии, ему надо создавать саундтреки — просто обозначать доступными ему звуковыми средствами, звуками развёртывание динамики, эмоционального напряжения. Такие пользователи просто счастливы получить готовый набор библиотек и заниматься непосредственно своей работой, а не мучатся сначала с созданием звуков.

При разработке мы интересуемся мнением пользователей — какие функции они бы хотели? И знаете что? Оказывается, все хотят всего! Если собрать 20 человек и попросить назвать 3 функции, необходимых им — в итоге получим 60 функций, без совпадений и пересечений. Причём пользователи хотят всего и сразу. Например, диджеи постоянно просили вещи, удобные для них. Тогда мы задались вопросом — а что же такого определяющего есть в работе диджея, на чём мы должны сосредоточиться? В итоге, выяснилось, что мы должны будем создать нечто совсем иное, непохожее на Ableton Live — что-то типа NI Tractor или Serato. Но зачем миру ещё один Tractor? Он уже есть. Наша программа всё же для других целей, хотя её могут использовать и диджеи, если очень хотят. Вообще иногда узнаёшь о таких не очевидных, непростых способах применения программы, что поражаешься.

Мы поначалу думали, что столкнёмся с конкуренцией — что на следующей ярмарке музыкального софта и оборудования крупнейшие производители — Steinberg и другие — представят что-то аналогичное Ableton. Но этого не случилось ни через год, ни до сих пор. Видимо, им это не нужно — их интересует другое.

Для композитора главным инструментом является голова. Даже не рояль и не перо и бумага — это только вспомогательные средства.

Точно также и Ableton, да и любая программа — это не инструмент, а среда, в которой ты должен создать свои инструменты — свою конфигурацию модулей, хорошенько подумать над — тем, что нужно именно тебе. И хорошенько изучить возможности и пределы того, что получится.

Robert Henke - Роберт Хенке - monodeck

Мне пришлось создать свой собственный «совершенный контроллер» — Monodeck, чтобы делать то, что нужно именно мне. В общем-то, я сделал эту штуку просто по тому что умею — умею паять схемы и приборы. Только я думал, что потрачу на её создание год — а, в итоге, работаю над ней уже 4 года и потратил в 10 раз больше, чем предполагал. И первоначальная идея очень изменилась. В процессе разработки стало ненужным многое из того, что казалось мне необходимым вначале. Потому что изменялась и музыка, и мои потребности. Например, раньше моя музыка имела более трансовый характер — часто спользовал delay (эффект задержки). Но потом решил, что это мне не нужно — и куда девать делэй-блок, который я запроектировал в схеме контроллера? Так что, пришлось хорошенько подумать.

Люди просят у меня сделать для них такую же штуку. Но зачем вам такая же? Определите, что именно вам нужно, какой инструмент — и создайте его сами из доступных вам программных и хардварных модулей.

Перформанс (выступление) — для зрителей своего рода религиозное поклонение religious worship. Это зрелище. А лаптоп уже не сексуален.

Записал Павел Нехаев (aka pavel ambiont)
Оригинал статьи был опубликован в журнале ТОК (#11–12, 2009)

Продолжение дискуссии: Unsound Discussion: Состояние электронной сцены

Смотрите также: Mental Force — фестиваль с участием Monolake & Tarik Barri

Mental Force Festival - electronic music and live video

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *