Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /nfs/c09/h02/mnt/129960/domains/foundamental.net/html/wp-content/plugins/qtranslate-x/qtranslate_frontend.php on line 497

Warning: Parameter 2 to qtranxf_postsFilter() expected to be a reference, value given in /nfs/c09/h02/mnt/129960/domains/foundamental.net/html/wp-includes/class-wp-hook.php on line 298
Линия фронта

Линия фронта

Статья для семинара на тему создания музыкального лейбла «Музыка не знает границ»: 

Я попытаюсь рассказать какими бывают музыкальные лейблы, каковы их функции и слабые стороны. Так же речь пойдет о культуре в целом, которая будет разделена на два условных лагеря. Хотя я понимаю, что всё не так однозначно, и это будет довольно грубое обобщение, всё куда сложнее и запутаннее, и часто одна сторона, активно взаимодействует с другой стороной и наоборот. Но и одна и другая сторона являются частью единого целого.

линия фронта мейджор и андеграунд лейблов

В одном углу ринга находится мэйнстрим с его мэйджор-лейблами, декоративными инди-лейблами и электронными продажами.

В другом углу ринга находятся настоящие DIY-лейблы (самиздат) и  свободные музыканты, которые издаются своими силами, печатаются частными тиражами и выкладывают свою музыку бесплатно в сеть.

МЭЙНСТРИМ

Мировых мэйджор-лейблов всего четыре — это Большая четвёрка лейблов звукозаписи:

• Universal Music Group,
• Sony Music Entertainment,
• EMI,
• Warner Music

Эти четыре компании контролируют 70% мирового музыкального рынка, и они решают подходите ли вы под их меры измерения либо нет. А мера у них только одна — деньги. Эти лейблы управляются бухгалтерами, которые нацелены на максимальное извлечение прибыли. Иногда мертвые музыканты приносят больше прибыли, чем живые. Эти лейблы издают различную музыку от Жанны Фриске, Григория Лепса, Тиматии и Ноиз МС до Depeche Mode, Daft Punk, Moby и Sex Pistols. Они формируют мэйнстрим. Например, в Беларуси, как выглядить белорусская сцена решает один официальный музыкальный лейбл West Records, и несколько известных музыкальных клановых семейств.

Музыка является эмоциональным языком человечества, и должна быть для людей проводником в духовный мир. Но эти компании сделали из неё комфортный товар, который хорошо продается, который не будет тревожить человека, так как например тревожит поэзия.

С появлением электронных продаж и digital лейблов, интернет из кибер-панковской утопии превратился в такую же помойку, как и TV, где ты можешь послать sms на такой-то номер, что бы закачать себе рингтон.
А кто покупал музыку через интернет в виде файлов? — … но поверьте, есть тысячи ди-джеев, плей-листы которых уже предопределены сайтами типа Juno Download и Beatport.

И Джереми (прим. — участник семинара, владелец лейбла MLIU) не слукавил, назвав свой лейбл My love is Underground. Хотя лично мне слово Underground кажется таким же ругательным, как и слово «попса». Использовать само это слово в музыкальной среде, это всё равно что быть партизаном, который пришел похвастаться немцам, что он партизан. Но зато Джереми знает, что значит искать хорошую музыку, и ищет он её точно не на Juno Download и Beatport. Его пластинки не для масс и выпускаются ограниченным тиражом. И он знает, что за деньги можно продать только физическую вещь, которую можно не только услышать, но и потрогать, увидеть и положить на полочку. А если начать продавать свою музыку в виде файлов, то она сразу же превращается в ширпотреб: её будут слушать неискренние любители и поклонники, но зато под неё будут танцевать пьяные и легкомысленные женщины с турками, в гламурных клубах. Мне кажется, что именно поэтому я не нашел треков Джереми на сайтах для продажи mp3.

Эта идея с продажей файлов сама по себе абсурдна, и она неразрывно связана с действующей концепцией копирайта. Это всё равно, что продавать воздух! Нам в этом мире ничего не принадлежит, тем более цифровая информация: нули и единицы! А у копирайта лишь одна функция — полицейская.

В России уже выпускают рекламу по ТВ, в которой запугивают людей тюрьмой, за нелегальное скачивание информации. В России так же есть маразматическое Российское авторское общество (РАО), которое действует далеко не в интересах авторов, и которой «принадлежат» права на исполнение произведений авторов, даже если авторы не в курсе. Так РАО требовало денег с организаторов концертов Deep Purple, Элтона Джона и других звёзд, за то что те исполняли свои же песни на территории России! С целью политического манипулирования либо денежной выгодны эта организация может «наехать» на водителей маршруток, на любые общественные заведения, или даже на хор ветеранов войны, которые исполняют фронтовые песни на бесплатном концерте без разрешения РАО. Подобные организации существуют по всему миру.

Есть так же американская компания Creative Commons, деятельность которой является чем-то вроде компромисса в вопросе копирайта. Они выпускают, так называемые «свободные лицензии», которые на самом деле лишь пытаются определить право автора на его произведение, поскольку согласно лицензиям Creative Commons автор частично передает другим лицам свои права на копирование, демонстрацию, распространение и т.д. Зачем использовать лицензии Creative Commons, если автору уже принадлежат права на его произведение как только он создал это произведение и безо всяких лицензий? Такая лицензия может лишь заявить о намерениях автора, разрешает ли он использовать свой продукт в коммерческих целях, модифицировать его и т.д. Но её юридическая сила это большой вопрос (особенно в Беларуси).

Как вы понимаете, такая нездоровая модель развития музыкального рынка, которым управляют бухгалтеры, может привести только к обществу с тотальным диктатом и навязыванием интересов, к застою и окостенению, к нездоровой конкуренции, которую мы сейчас видим, с соревнованиями в виде различных Top DJs Awards, с раздутым эго музыкантов и ди-джеев на лимузинах, которые ведут себя словно их только что отымел сам Карл Лагерфельд.

Наилучшим образом эту болезнь общества описывает Миша Вербицкий в своей книге Антикопирайт:

«Есть такая болезнь — анальная трещина; пациента мучает трещина в заднем проходе, от этого ему больно какать и у него начинается запор; но чем сильнее у него запор, тем тверже у него какашки. Чем тверже какашки, тем сильнее они царапают пациенту анус; тем больше и глубже у пациента анальная трещина и тем реже он какает.»

D.I.Y. (UNDERGROUND)

Альтернативой этому «запору» являются независимые-лейблы и независимые артисты, которые выкладывают свою музыку бесплатно в сеть. Это является чем-то вроде девальвации для музыкального рынка, которая сдувает с продукта напыщенный пафос и оголяет его реальную стоимость.

Очень скоро, если не уже, музыканты будут зарабатывать прежде всего на выступлениях и частных проектах (композиторство для фильмов, театра, озвучивание роликов и т.д.). В меньшей степени на продаже музыкальной продукции — дисков и пластинок, потому что диски и пластинки заказывает узкий круг людей. Одна из самых популярных белорусский групп «Ляпис Трубецкой» уже живет по такой модели. По такой же модели действует и Foundamental Network. Оптимальным, на мой взгляд, решением было бы выкладывать бесплатно альбомы в сеть, с возможностью добровольной денежной благодарности и возможностью заказать пластинку либо диск для коллекции.Это всё может привести к свободному музыкальному полю, где каждый может скопировать друзьям для своего и их удовольствия любую музыку, это общество всеобщей радости и вседозволенности, общество больших перспектив, где каждого ограничивает только собственная лень.

Но такая модель тоже имеет свои отрицательные стороны, если главным бичом мэйнстрима является «запор», то главная болезнь Undergrounda это «понос», т.е. перепроизводство. Это когда публикуется всё говно подряд. Вторая болезнь андеграунда — это фейковые музыканты, хотя и в мэйнстриме таких не меньше. Фейковые музыканты, это грубо говоря, такие отличные ребята, которые используют свои красивые фотографии к обложкам своих убогих записей, и в некоторых случаях этих записей может не быть вообще. Их продукцией является не музыка, а медиа-шум, или если вернутся к аналогии «запора» и «поноса», — «пердеж».

ЛИНИЯ ФРОНТА

Мы видим, что «мэйнстрим» и «андеграунд», являются полярными понятиями. 100% андеграунд — это расчленёнка с трупами, 100% мэйнстрим — это фашизм. Это хаос и порядок, это Cannibal Corpse против Сергея Зверева, это инь и янь.

Это предполагает, что между этими двумя полярными понятиями, которые являются частью одного целого есть невидимая граница, которая является своеобразной линией фронта. Это то, что в буддизме называется «срединным путем», и это ни в коем случае не аналог принципов «ни то, ни сё» или «моя хата с краю». Наоборот — это гармония. Линия фронта — абсолют качества, творчества, искренности, профессионализма, продуктивности и развития. Это передовая линия фронта нашей культуры, от которой зависит то, какой у общества уровень восприятия реальности. И он зависит от творцов, лейблов, ди-джеев, средств информации, журналистов, общественных заведений, государства, и взаимодействия между ними.

Виктор Каменецкий
март, 2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.